Российский страховой рынок и планы группы Allianz в России

Российский страховой рынок и планы группы Allianz в России

Агентство “Бест Медиа” организовало интервью для главы Allianz в России на “Эхо Москвы”.

Никалаус Фрай

Полный текст интервью: А. Дыховичный― Добрый день, вы слушаете радиостанцию «Эхо Москвы», у микрофона Алексей Дыховичный, и у нас в гостях Николаус Фрай, генеральный директор ОАО СК «Альянс». Господин Фрай, добрый день.

Н. Фрай― Добрый день, здравствуйте.

А. Дыховичный― Я прошу заметить, что беседуем мы на русском языке. Вы замечательно совершенно говорите.

Н. Фрай― Попробуем, попробуем. Наш менеджер по коммуникации Юля, которая здесь с нами советовала в принципе, что будет переводчик, но тем не менее стараемся на русском. Если я не правильно или с акцентом, ошибками говорю, пожалуйста простите.

А. Дыховичный― Российский страховой рынок и планы группы «Альянс» в России. Так звучит тема нашего эфира. Но вот знаете, всем бы так говорить на иностранном языке. Вы уж простите, я эту тему закончу, но вот всем бы так говорить на каком-то иностранном языке, как вы говорите на русском. Тем более, не самый простой мягко говоря язык. В двух словах, давайте мы начнем с того, что на сегодняшний день представляет из себя страховая компания «Альянс», группа «Альянс». Причем если можно не только в России, но и в мире.

Н. Фрай― Ну, группа «Альянс» – это самая большая, самая крупная страховая фирма в мире. (Неразборчиво) у нас где-то больше 120 тысяч сотрудников, наша деятельность больше 70-ти стран, у нас миллионы клиентов, которые у нас защищают себя. И у нас в следующем году будет большой день рождения. 125-й день рождения фирмы «Альянс». Так что мы очень крупная фирма, и в этом году мы ожидаем прибыль больше 10 миллиардов евро.

А. Дыховичный― 70 стран, да?

Н. Фрай― Да.

А. Дыховичный― 125 лет. Деньги у меня вылетели из головы. Прибыль…

Н. Фрай― 10 миллиардов евро.

А. Дыховичный― 10 миллиардов долларов. 120 тысяч сотрудников вы сказали.

Н. Фрай― Ну, да. (Неразборчиво) штатные сотрудники. Есть тоже наши агенты, которые продают полисы и так далее. С ними еще больше полмиллиона.

А. Дыховичный― Одна их этих 70-ти стран – это Россия.

Н. Фрай― Да, точно.

А. Дыховичный― Что на сегодняшний день представляет из себя «Альянс» в России?

Н. Фрай― У нас тоже в следующем году большой день рождения. Не 125, но только 25. Но, тем не менее, мы очень горды, что мы уже здесь, проводим бизнес уже 25 лет, и это развитие (неразборчиво) самое начало русского рынка мы проводим развитие, и нам очень интересно. И мы только что уточнили, что действительно мы очень интересуемся русским рынком, и надеемся на долгое будущее на этом рынке.

А. Дыховичный― Вы пережили 98-й год в России, 2008 год, и вот сейчас появляются публикации о том, что ряд западных страховых компаний планируют уходить с российского рынка. Как вы сейчас оцениваете перспективы нашего страхового рынка?

Н. Фрай― Ну, у каждой страховой фирмы есть своя история, свои причины, что они решают. У нас ситуация ясная, мы верим в русский рынок, мы думаем, что есть (неразборчиво) будущее. Есть сейчас не совсем простое время, переживаем, это естественно не только для нас, это ситуация для всех, которые участвуют в рынке. И как раз там исправим чуть-чуть, и сокращаем сколько продуктов, но зато инвестируем в других продуктов, и так далее. Так что через это время мы будем идти в будущее.

А. Дыховичный― Если можно, немножечко поподробнее по поводу того, что вы сокращаете частично, по определенным направлениям свое присутствие в России, я читал. Но все-таки хотелось бы из первых уст. То есть, вот от вас.

Н. Фрай― Да. Но не секрет, что особенно моторный бизнес довольно сложный для участников рынка сейчас тоже, а не только для нас, это общая ситуация.

А. Дыховичный― Господин Фрай, прошу прощения, вы имеете в виду моторное…

Н. Фрай― Моторное, да, да, да.

А. Дыховичный― Моторное страхование.

Н. Фрай― Да, ОСАГО, КАСКО и все прочее. Мы смотрели и приняли решение, что в данном моменте надо уменьшить объем моторного бизнеса, но зато тем не менее в общем ее раз я хочу утвердить: мы верим в будущее русского рынка, просто надо всегда балансировать, какие линии бизнеса фокусировать, и какие нет в данном моменте.

А. Дыховичный― Насколько я читал, вы серьезно сокращаете вот эти моторные виды страхования, ориентированные на частного клиента. Оставляете только VIP сектор у себя, и все.

Н. Фрай― Не совсем так. Мы тоже поддерживаем конечно наших корпоративных клиентов, это всегда был один из самых главных приоритетов «Альянс», не только здесь в России, но по всему миру. И конечно есть корпоративные клиенты, есть заводы, мы страхуем имущество, ответственность и так далее. И если есть у них тоже автопарк, конечно с удовольствием их обеспечим тоже. Но просто там масса розничный, моторные линии бизнеса, и мы считаем в данном моменте надо уменьшить этот объем.

А. Дыховичный― Почему? Вот в России… Насколько я знаю, в Европе несколько иначе. Но в России это самый массовый вид страхования. Самые большие объемы в моторном виде страхования, в КАСКО. И вы вдруг говорите: нет, в России мы не будем работать… Существенно сокращаем нашу работу в этом сегменте.

Н. Фрай― В каждой стране мы выбираем, что фокусируем на те же линии бизнеса, которые для нас прибыльны. Где мы думаем, где мы убеждены, что можем помочь клиентам, мы можем быть лучше, чем другие. Есть несколько стран в группе «Альянс», где в розничные мы не занимаемся, тоже где мы не предлагаем мотор например в том числе США и Великобритания. Только две страны, о которых я думаю сейчас. Но в России сейчас такая ситуация, что мы думаем, мы лучше и успешнее можем обслуживать наших клиентов по другим линиям бизнеса. И в том числе ДМС, корпоративные виды бизнеса, имущества и так далее.

А. Дыховичный― Простите, я еще задам вопрос на эту тему.

Н. Фрай― Пожалуйста.

А. Дыховичный― Не связано ли это с санкциями, введенными западными странами по отношению к России, введенными США.

Н. Фрай― Нет, нет, нет, вообще не связано. Это просто чисто экономическое решение. Это смотрите, каждая фирма в любой момент всегда смотрит, какие продукты прибыльные, какие можно еще больше продать, еще успешно продать, и которые уже не совсем хорошо идут. И у нас чисто экономические решения, и кстати все фирмы по всей индустрии так вот решают. Если не двигаться, если не измениться, это рискуем быть как динозавры. Это мы не хотим, это кстати наш секрет, что мы уже 125 лет живем, что постоянно смотрим, постоянно адаптируем. Так что мы пишем прибыльные линии бизнеса. И что это значит? Это не только прибыль у нас, но самое главное, что мы убеждены, что у нас есть продукты, которыми мы можем помочь реально нашим клиентам, вот об этом идет речь. Если мы думаем, что может быть другие лучше делают, что мы это не сможем, мы откровенно говорим: давайте фокусируем на то, что хорошо делаем.

А. Дыховичный― Все-таки слишком много у нас аварий. Может быть и это тоже… В России, по сравнению с Европой.

Н. Фрай― На самом деле это уже более технический вопрос.

А. Дыховичный― Это детали.

Н. Фрай― Нет, нет, нет, это очень интересно. Там чистота аварий не особенно выше, но русский рынок отличается от других рынков в несколько элементов. Один их важных элементов – это что по страхованию КАСКО франшизы почти не существует. И это значит автоматически, что русский покупатель использует страхование, страховые продукты совсем по-другому, чем в других странах, где есть высокие франшизы по скажем 1000 евро.

А. Дыховичный― Частичная ответственность, да? Вот ну просто кто не понимает слово франшиза. Частичная ответственность, можно так сказать, да?

Н. Фрай― То есть значит, если есть убытки, да? Что на западе так, что первые 10, 20, 30 тысяч рублей надо сам платить. Если только если убытки выше, тогда страхование помогает. Смотрите, каждый рынок есть свои правила, свои привычки, и каждый рынок другой. Вот секрет это найти формула, как-нибудь найти продукты, линии бизнеса. Модель как продается страхование, что отвечает на нужды местного рынка. И Россия конечно огромная страна, со своими определенными характеристиками, и конечно подход на этом рынке надо не просто такой мировой модель можно копировать, но надо понимать, и точно адаптировать.

А. Дыховичный― Скажется ли как-то ваши изменения в розничной политике на клиентах? На ваших клиентах. Вот на тех, кто с вами работал какое-то количество времени.

Н. Фрай― Самое главное у нас это знаете, страховые продукты, это мы обещаем клиентам, мы даем слово, что если что-то случится, мы помогаем. У нас не физический продукт, который можно трогать. Это не что-то физический, но это просто мы обещаем. Поэтому ключевое что нашим клиентам, которым мы дали слово: да, если у вас есть убытки, мы 100% будем держать наше слово, конечно урегулируем все убытки так, что клиенты, которых это касается, эти изменения не получают разница.

А. Дыховичный― Я напомню, что у нас в гостях Николаус Фрай, генеральный директор ОАО СК «Альянс». И говорим мы о российском страховом рынке, в том числе и о планах группы «Альянс» в России. Вот я бы продолжил эту тему. Вы сказали, что частично, некоторые направления, и вы рассказали, какие вы сокращаете. А где-то вы… Я не ослышался, увеличиваете инвестиции, правильно?

Н. Фрай― Да, да.

А. Дыховичный― Если можно, об этом.

Н. Фрай― Мы думаем, что по корпоративным видам бизнеса здесь в России есть прибыльное будущее. И мы тоже думаем, что с нашим опытом мы можем действительно новые продукты поставить на рынки, и страховать больше клиентов. Что это значит конкретно? У нас по корпоративному страхованию есть общие клиенты, как я раньше сказал заводы и так далее, где мы страхуем имущество, где мы страхуем и ответственность. И второе – это конечно ДМС, добровольное медицинское страхование, где у нас очень сильная позиция, где у нас очень успешная формула. Понимаете, у «Альянс»… Мы отличаемся от других компаний в русском рынке тем, что мы единственная мировая компания, которая действует на русском рынке. Это автоматически значит для мультинациональных клиентов, у которых есть больше, больше. Смотрите в супермаркетах, там какие бренды, мировые бренды и так далее. Там это уже мир двигается в эти стороны, и для этих клиентов мы можем предлагать продукты, и мы можем их обеспечить не только в России, и тоже и в других странах. Это один из наших самых сильных пунктов, которыми мы отличаемся от других в рынке.

А. Дыховичный― А что вы можете предложить клиенту? Вот в чем ваша уникальность за исключением того, что вот мировой бренд номер один по объемам, 70 стран. Вот все то, что вы сказали вначале. А что клиенту-то от этого?

Н. Фрай― Я только что сказал, что наш продукт – это мы обещаем клиентам, что мы будем платить убытки. И если есть у вас большой завод скажем, где страховая сумма там быстро идет, там миллиарды, миллиарды рублей. Речь идет не о том, что обязательно где, у кого самый дешевый страховой полис, да? Где самые дешевые цены. Но речь идет о том, что если что-то случится, да? Могут ли, хотят ли, будут ли они платить, или нет. И в этом деле конечно у нас есть огромные бренд, огромная традиция, и наши клиенты знают, что да, у нас очень большой кошелек с нашими традициями. У нас кстати по S&P и Fitch и все эти международные рейтинги, у нас самый хороший рейтинг АА, это отличное качество, что там эти риск-менеджеры и генеральные директоры фирм действительно могут спокойно спать ночью зная, что если что-то случится, мы им помогаем.

А. Дыховичный― Это лучшее среди страховых компаний, да? Потому, что самой большой – это ААА.

Н. Фрай― Да, кстати у «Альянс» тоже есть несколько юридических лиц. Я говорю о том, что соединить которые (неразборчиво) мы работаем, это для крупных АА обычно хватит.

А. Дыховичный― Немножечко о нашем российском менталитете, если еще позволите. Физические лица, то есть люди частенько выбирают вот именно по тому принципу, о котором мы сказали. Самая дешевая страховка. Частенько. Я просто знаю, я общаюсь с людьми. Люди, которые принимают решение, на заводах… Или пример заводы. На заводах, с оборотами там миллиарды рублей. Тоже так порой думают, или они решают по-другому, у них другой принцип принятия решений?

Н. Фрай― Я думаю, все покупатели и фирмы, и физические лица, они все хотят, что если что-то случится, они хотят уверены, что им помогают. Есть конечно обязательные виды страхования, где это совсем другой рынок. Потому, что это обязательные полисы. Но в добровольном виде страхования люди не хотят… Конечно они хотят менее личные деньги затратить, но самое главное – это защита.

А. Дыховичный― Я не могу вас не спросить. А если вот… Видите ли вы какие-то принципиальные различия между российским и европейским рынками страхования на сегодняшний день.

Н. Фрай― Каждый рынок очень интересный. Знаете, изучить каждый рынок, и какие разницы есть рынка от рынка. Определенности в России, я скажу, конечно это влияет очень география. Россия – это огромная страна, и все страховательные фирмы должны работать так, что это можно продать по 8, 9 разных временных зон, и могут по 1000 километров, чтобы есть управление, есть контроль, есть успешные связи и так далее. Это мы сильно видим по развитию рынка. Россия еще довольно свежий рынок, есть еще большой потенциал, мы видим. Особенно например… Самая большая разница может быть в сфере страхования по жизненном. Где старые европейские страны – там очень большая часть премий, там больше половина идет на рынке жизни. В России это еще совсем маленькая часть. И что это значит? Значит, есть потенциал. Я думаю, что там есть огромный потенциал, и тоже это очень… Я считаю, это важная линия бизнеса, и по страхованию жизни. Потому, что каждый глава семьи, который хлеб зарабатывает, тоже должен себе этот вопрос, что случится, если что-то очень плохо случится. Как обеспечить семья, как обеспечить образование детей, что будет, кто будет платить аренду и так далее. Это фундаментальные вопросы, и в этом есть большой потенциал в России.

А. Дыховичный― Но это направление не является пока что… Не является, как я понял, вашим приоритетом сегодня.

Н. Фрай― Нет, наши приоритеты как я сказал и корпоративные виды страхования, и здоровье и жизнь. Вот и в кусочке здоровье и жизнь, там у нас есть очень большой опыт, очень есть тысячи сотрудников «Альянс» и других брендов, которые этим занимаются. Например есть у нас… Ну, мы один из лидеров в виде страхования ДМС, добровольного медицинского страхования. У нас есть «Альянс-жизнь», который предлагает полную палитру всех видов страхования по жизни. В нашей группе тоже начинает «РОСНО-МС», который занимается обязательным медицинским страхованием. В нашей группе тоже есть «Медэкспресс», это полная страховательная фирма, находится в Санкт-Петербурге, и занимается там на Северо-Западе страны, и плюс еще у нас есть госпиталя, клиники, My Clinic, Прогресс-мед и все прочее. Так что в области здоровья и жизнь у нас есть очень большая часть. Это в принципе присылайте, мы стоим на двух ногах в корпоративном виде страхования. Там заводы, ответственность и так далее, и жизнь и здоровье на другой стороне.

А. Дыховичный― Жизнь тоже. Не только добровольное медицинское страхование, не только ДМС, но и жизнь.

Н. Фрай― Да, тоже, тоже, тоже.

А. Дыховичный― Меня знаете, что порадовало? Что таких вот прямо глобальных, принципиальных различий российского страхового рынка и европейского… Ну, я не услышал.

Н. Фрай― Здесь в каждом рынке есть специфика. Например в Великобритании, там брокерский маркет, там брокеры самые главные участники в рынке, которые управляют контакт клиентами. В другой стране например, идите в Италию, там совершенно другой рынок. Там брокеры почти не играет роли, это всё по всей страховательной фирме, прямой канал занимается, и так далее. Там есть… В каждой стране есть свои особенности.

А. Дыховичный― То есть, можно так сказать, что английский рынок страхования отличается от итальянского точно так же, как отличается от российского, и российский отличается от итальянского… Так можно?

Н. Фрай― Естественно. У каждого есть свои правила, там есть свои обязательные виды страхования, тоже свои участники. Это есть очень своя структура рынка, свои традиции и так далее. Так что действительно, я еще не видел две страны, где страховой рынок одинаковый.

А. Дыховичный― Но можно ли выделить какие-то общие тенденции, которые происходят в европейском рынке страхования. Вот в какую сторону он движется, если он вообще движется в одну сторону.

Н. Фрай― Большая тенденция. Мы уже видели прошлые 5-10 лет – это дигитализация. Появились новые участники на рынке, интернет-порталы, и больше, больше часть бизнеса ведется через такие интернет-порталы. Например, по автострахованию особо прежде всего рост населения. И агентский канал в Европе… Не все, да? Не все, но есть страны, где агентский канал действительно сильно уменьшился.

А. Дыховичный― В сторону интернет-канала.

Н. Фрай― Больше интернет. Это сильные изменения. Всегда есть большое давление, и там зарплата… Всегда большое давление за зарплату, надо уменьшить число, которое участвует, чтобы было больше, эффективно больше, бизнес своими ресурсами 50, и поэтому раз интернет появился, там очень быстро там люди начинали использовать это.

А. Дыховичный― Насколько я знаю, и Россия тоже движется в этом направлении. Изменилось законодательство…

Н. Фрай― Да, законодательство изменилось, я очень рад, и по-моему это большой шаг для русского рынка, и сейчас это участников рынка, это полностью использовать, и мы потихонечку теперь увидим потом следующие 3 года, 5 лет, это может быть фундаментальные изменения рынка.

А. Дыховичный― Ну что же, спасибо вам большое. Во-первых спасибо… И еще раз скажу, что вы совершенно замечательно говорите на русском языке, по-русски. Николаус Фрай, генеральный директор ОАО СК «Альянс» был у нас в гостях. О российском страховом рынке, и о планах группы «Альянс» в России мы говорили. Господин Фрай, еще раз спасибо.

Н. Фрай― Спасибо вам, спасибо.